Хищение денег с пластиковых карт является реальной проблемой в последнее время.Так, в 2017 году по данным Центробанка, владельцы платёжных карт потеряли от несанкционированных операций около одного миллиарда рублей. Общее число зафиксированных мошеннических операций в том же году превысило триста тысяч.
Украли деньги с банковской карты
Как быть владельцу пластиковой карты, если деньги с карты исчезли без его ведома или он стал жертвой мошеннических действий?
Клиент может надеятся на возмещение пропавших денег при непременном выполнении двух обязательных требований:
- Владелец карты обязан информировать свой банк о списании средств незамедлительно, не позднее следующего за датой операции дня. По истечении 24 часов с момента платежа с банка снимается любая ответственность за незаконное перечисление денег.
- Владельцу карты нужно быть готовым доказать, что им не нарушались правила использования пластиковой карты как средства электронного платежа. Правил этих – множество, и зачастую простой обыватель не только игнорирует некоторые из них, но даже не осведомлен об их существовании.
Главное правило, нарушение которого снимет с банка любую ответственность за перевод денег с карты: клиент обязан хранить в тайне пин-код, пароли доступа к дистанционному управлению своим счетом, а также индивидуальные коды подтверждения операции.
В самом деле, по закону не признается несанкционированной операция с картами, если в ней были использованы верные реквизиты и введен пин-код (действующий).
А случаев, когда такое случается, может быть огромное количество.
Самые распространенные из которых:
- Украдена карта вместе с кошельком, где хранился записанный на бумажку пин-код.
- Посторонние скопировали с карточки ее данные вместе с трехзначным кодом на ее обратной стороне, и использовали эти данные для оплаты через интернет.
- Данные карты были незаметно скопированы с нее при помощи особых технических устройств в виде накладок на банкомат (так называемый скримминг).
- Умышленные действия людей, которым владелец карты передает ее в чужие руки для платежа: продавцов, официантов, операторов АЗС и так далее.
Наконец, по беспристрастной статистике раскрытых случаев мошенничества с платежными картами более половины случаев оказываются либо умыслом самого держателя карты, либо его ближайших родственников, членов семьи, коллег или друзей.
То есть, прежде чем обвинять в краже денег банк, нужно быть уверенным, что после качественного расследования к ответственности не привлекут человека, для которого сам потерпевший не желает такой участи.
Итак. Если владелец карты твердо убежден, что им соблюдены все нужные правила безопасности и нет оснований подозревать близких людей, но деньги с карты таинственно испарились, необходимо как можно скорее отреагировать.
- Немедленно звонить в службу поддержки (горячую линию) выдавшего карту банка и сообщать о несанкционированном переводе денег со своей карты.Поскольку важно сделать этот звонок как можно скорее, не лишним будет всегда иметь при себе нужный номер телефона. Обычно он написан на самой карте, но если карту украдут, то вместе с ней пропадёт и необходимый номер, а интернет не всегда может быть доступен. Поэтому лучше переписать его заранее и хранить отдельно от самой карты.Например, для наиболее популярных банков эти номера: Сбербанк — 8 800 555 55 50
- Сразу заблокировать карточку, чтобы уберечь хотя бы остаток денег на ней, если мошенники не успели снять всё.
- Обратиться в отделение выдавшего карту банка для написания претензии об опротестовании несанкционированной операции. Копию написанной претензии с отметкой банка о ее приеме хранить у себя, потому что, весьма вероятно, она потребуется в суде.
- Поменять все пароли, через которые злоумышленник мог получить доступ к управлению банковским счетом. Не только в онлайн-банке, но и на телефоне, в социальных сетях, на электронной почте, так как большинство платежных приложений сейчас привязывается к адресу почты/номеру телефона. И мошенник может действовать от имени настоящего владельца денег, например, через его аккаунт в социальной сети.
- После претензии в банк, обязательно обратиться в полицию. Если заявление в правоохранительные органы не было сделано, суд может трактовать отсутствие обращения не в пользу гражданина. Дополнительно нужно понимать, что точного срока ожидания справедливости закон не устанавливает, и работа по расследованию может изрядно затянуться, порой на годы. Одновременная работа не только службы безопасности банка, но и полиции, дает пускай небольшой, но дополнительный шанс, что деньги всё же удастся вернуть.
Итог. Необходимо изучить и выполнять хотя бы самые элементарные правила безопасности.
Очень интересная и информативная статья. К делам с деньгами нужно подходить с особой осторожностью (был у меня случай, когда я ставил одинаковый пароль во всех системах и в интернет банкинге поставил такой же). Злоумышленники подобрали пароль и украли у меня все деньги (благо их там было не так много).